Камилла Шамансурова не врач, но она помогает больным раком чувствовать себя лучше – по крайней мере, психологически. Камилла начинала как социальный психолог, позже получила образование по перинатальной психологии, включавшее в себя большой блок работы с потерями: выкидышами, замершими беременностями, внутриутробной гибелью. Последние девять лет она работает с людьми, которые лечатся от рака. В частности, консультирует подопечных Фонда борьбы с лейкемией, оказавшихся наедине с болезнью практически в полной изоляции.
Хотела помогать другим
Камилла говорит, что какого-то знакового события, которое привело бы её к работе с онкологическими больными, у неё было. Просто однажды она увидела объявление, что нужны специалисты на "горячую линию" и подумала, что это хорошая возможность помочь людям справиться с болезнью.
Конечно, её работу нельзя назвать легкой. Камилла признаётся, что самое сложное – осознавать несовершенство медицинской системы и сталкиваться с врачебными ошибками. Зачастую помощь требуется и самим онкопсихологам – слишком уж нелегко каждый день сталкиваться с чужой болью, находить нужные слова. Однако с этими проблемами все справляются по-разному. Кто-то прибегает к профессиональной помощи своих же коллег, кто-то предпочитает медитацию и разговор с близкими людьми, одним словом – каждому своё.
Главный источник ресурсов для Камиллы – хорошие истории и осознание того, что в трудную минуту ты находишься с человеком рядом и облегчаешь его ношу. Она всегда очень радуется, если после разговора пациент уходит с каким-то планом, новыми идеями, целями, желанием бороться.
Взгляд профессионала
Камилла убеждена, что необходимость в психологической поддержке у всех разная. Помочь эмоционально, придать сил и уверенности могут и близкие – у "кухонной терапии", наряду с духовной и религиозной, безусловно, есть свои плюсы.
Но только психолог видит ситуацию всесторонне и понимает, как именно течение болезни и лекарства влияют на душевное состояние. Поэтому психологическая поддержка человека, испытывающего боль, невозможна без участия специалиста – только он владеет нужными знаниями и необходимыми техниками для того, чтобы правильно снять напряжение, выявить опасное ошибочное утверждение или грамотно замотивировать пациента. А еще – понять, когда нужна консультация психиатра или психотерапевта, который пропишет препараты, если это необходимо.
Пандемия усилила страхи
С появлением коронавируса работы у Камиллы стало больше. Многие пациенты оказались полностью отрезаны от внешнего мира: им нельзя выходить из дома, они вынуждены ограничивать физические контакты с другими людьми.
Особенно тяжело приходится людям с раком крови. Лейкоз – это всегда длительное лечение, которое резко и надолго меняет качество жизни. Даже здоровому человеку трудно находиться в изоляции, а уж если ты лежишь в больнице и на протяжении долгих месяцев не имеешь возможности подержать за руку своих близких, твоё психологическое состояние вряд ли можно назвать стабильным.
Камилла говорит, что иногда у больного лейкозом включается механизм психологической защиты – он ведёт себя как здоровый, при том, что сил у него практически не остаётся. Те, кто отказываются от лечения, от принятия, от изменения жизни – рискуют, и её задача помочь принять заболевание, встроить его в повседневную жизнь.
Сегодня Камилла консультирует подопечных Фонда борьбы с лейкемией и их родственников онлайн: проводит прямые эфиры и школы для пациентов, где отвечает на их вопросы, помогает разбираться с чувствами и страхами, снимает психологическое напряжение. Сейчас консультации проводятся бесплатно благодаря поддержке Фонда президентских грантов. Но чтобы эта работа продолжалась и дальше, нужно не так много – всего лишь наша с вами поддержка.
Помочь пациентам с лейкозом можно
здесь.